Компании по всему миру хвастаются помощью в спасении планеты.Почему их называют лицемерами и лжецами?

Мировой бизнес нашел новый способ показать себя с лучшей стороны — приверженность принципам «устойчивого развития» помогает им завоевать сердца простых граждан и миллиарды долларов от доверчивых инвесторов. Размытое понятие, которое за рубежом скрывается за тремя буквами ESG, якобы свидетельствует о намерениях компании помочь спасти мир. ESG уже радикально изменило финансовые потоки, став главным трендом на ближайшие годы. Между тем судьбы многих компаний и даже государств напрямую зависят именно от этих загадочных показателей, что становится причиной многочисленных манипуляций и откровенной лжи. Зеленый развод — в материале «Ленты.ру».

Задумались

Забота об экологии и борьба с изменением климата (обычно под ним понимается глобальное потепление) подробно освещаются в прессе и становятся главными темами крупнейших международных мероприятий. Корпорации отчитываются о вложениях в зеленые технологии в надежде привлечь инвесторов. Но так было не всегда. До начала 1980-х бизнес, как и все человечество, не придавал большого значения окружающей среде и стремился зарабатывать без оглядки на нее.

Отдельные предостережения мало влияли на общую ситуацию — например, высказанные в XVIII веке английским экономистом Томасом Мальтусом. Он предположил, что население планеты растет в геометрической прогрессии, в то время как запасы продуктов питания и ресурсов — только в арифметической. Такое положение вещей не может не отражаться на общем качестве жизни и становится одной из причин социальных катаклизмов: голода, войн, революций.

В 1972 году международная неправительственная организация «Римский клуб» выпустила доклад под названием «Пределы роста», существенно повлиявший на общественное мнение о проблемах экологии. В документе содержались результаты математического моделирования ситуации, при которой природные ресурсы окажутся полностью исчерпаны из-за неконтролируемого роста населения. Из 12 представленных сценариев пять предполагали резкое снижение числа жителей Земли — с 3,6 миллиарда человек до одного миллиарда. Однако семь оставшихся рисовали более благоприятную картину, в которой человечество, осознав угрозу, становится более ответственным.

Инициатива получила настолько большой резонанс, что привела к образованию в том же году профильной программы при ООН, которая должна была заняться обсуждением вопросов экологии на международном уровне. Еще через 11 лет, в 1983-м, появилась дополнительная организация под эгидой ООН — Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, или Комиссия Брундтланд (по фамилии первого руководителя). Именно тогда был впервые употреблен термин «устойчивое развитие». Его общепринятое определение звучит так: комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Считается, что достичь устойчивого развития можно при соблюдении трех главных условий: экономического роста, социальной ответственности и экологического баланса. В 2015 году ООН сделала еще один шаг в этом направлении, приняв 17 целей устойчивого развития. Среди них — ликвидация нищеты и голода, обеспечение крепкого здоровья и благополучия людей, качественного образования, гендерного равенства, чистой воды и санитарии, дешевой и чистой энергии, достойной работы и экономического роста.

Кроме того, упор предлагалось сделать на индустриализации, развитии инноваций и инфраструктуры, снижении неравенства, повышении устойчивости городов и населенных пунктов, ответственном потреблении и производстве. Наконец, правительствам по всему миру стоит бороться с изменением климата, сохранять экосистемы суши и моря, обеспечивать в своих странах мир, правосудие и эффективные институты, а также взаимодействовать между собой в интересах устойчивого развития.

Всегда мало

Однако одной лишь концепцией устойчивого развития и 17 целями от ООН дело не ограничивается. Параллельно существуют еще две модели: корпоративной социальной ответственности (КСО), а также экологического, социального и корпоративного управления, которое обычно принято сокращать до английской аббревиатуры ESG (Environmental, Social and Corporate Governance). КСО зародилась примерно в одно время с идеей устойчивого развития — в 1970-х. Ее описание довольно расплывчато и в общем виде означает ответственность компаний перед всеми, с кем они взаимодействуют в повседневной работе: перед людьми, другими предприятиями и государствами.

Многие воспринимают КСО как необходимость заниматься благотворительностью и активно вкладываются в проекты, поддержка которых может положительно отразиться на репутации, — даже если они не сильно связаны с основной деятельностью компании. Российский ювелирный холдинг может спонсировать консерваторию и академию балета, а аудитор из «большой четверки» — школы и детские больницы. Такая практика обычно объясняется заботой об обществе в целом или вкладом в человеческий капитал, который в развитых странах должен служить главной ценностью.

Экономика