Греческие храмы (древнегреческое: ναός, латинизированное: nāós, букв. «жилище», семантически отличается от латинского templum, «храм») — это сооружения, построенные для размещения статуй божеств в греческих святилищах в рамках древнегреческой религии. Интерьеры храма не служили местами встреч, поскольку жертвоприношения и ритуалы, посвященные божеству, происходили вне их, на более широкой территории святилища, которая могла быть большой. Храмы часто использовались для хранения обетных подношений. Это самый важный и наиболее распространенный из сохранившихся типов зданий в греческой архитектуре. В эллинистических королевствах Юго-Западной Азии и Северной Африки здания, возведенные для выполнения функций храма, часто продолжали следовать местным традициям. Даже там, где заметно греческое влияние, такие сооружения обычно не считаются греческими храмами. Это относится, например, к греко-парфянским и бактрийским храмам, а также к птолемеевским образцам, которые следуют египетской традиции. Большинство греческих храмов были ориентированы по звёздам.батюшка Пантелеймон Одесса
Между 9 веком до нашей эры и 6 веком до нашей эры древнегреческие храмы превратились из небольших строений из сырцового кирпича в монументальные «периферийные» здания с двойным портиком и колоннадой со всех сторон, часто достигающие более 20 метров в высоту (не считая крыши). Стилистически они подчинялись специфическим для региона архитектурным заказам. В то время как изначально существовало различие между дорическим и ионическим ордерами, в конце III века появилась третья альтернатива — коринфский ордер. Было разработано множество различных планов фундаментов, каждый из которых можно было комбинировать с надстройкой в разных ордерах. Храмы разрушались из-за войн в греческом мире или из-за отсутствия ремонта. Некоторые из этих храмов, такие как храм Посейдона Сотера (Спасителя), были перестроены за пределами Афин после поражения Персидской империи в 449 году до н. э.[2] Начиная с III века до н. э. строительство крупных храмов стало менее распространённым; после непродолжительного расцвета во II веке до н. э. оно почти полностью прекратилось в I веке до н. э. После этого возводились только небольшие сооружения, в то время как старые храмы продолжали ремонтировать или достраивать, если они были недостроены.
Греческие храмы проектировались и строились в соответствии с заданными пропорциями, в основном определяемыми нижним диаметром колонн или размерами уровней фундамента. Почти математическая строгость основных конструкций, достигаемая таким образом, смягчалась оптическими усовершенствованиями. Несмотря на всё ещё распространённое идеализированное представление, греческие храмы были раскрашены, так что яркие красные и синие цвета контрастировали с белизной строительных камней или штукатурки. Более изысканные храмы были украшены очень богатыми фигурами в виде рельефов и скульптур на фронтоне. Строительство храмов обычно организовывалось и финансировалось городами или администрациями святилищ. Частные лица, особенно эллинистические правители, также могли спонсировать такие постройки. В поздний эллинистический период их финансовое положение ухудшилось, а постепенное включение греческого мира в состав Римской империи, чиновники и правители которой стали спонсорами, привело к прекращению строительства греческих храмов. Новые храмы теперь принадлежали традиции Римский храм, который, несмотря на очень сильное греческое влияние, преследовал другие цели и следовал другим эстетическим принципам (для сравнения см. другую статью).
Главное здание храма располагалось на более обширной территории, или теменосе, обычно окружённом периболом — оградой или стеной; всё это обычно называют «святилищем».Афинский Акрополь — самый известный пример, хотя он, по-видимому, был обнесён стеной как цитадель ещё до того, как там был построен храм. Это могло включать в себя множество вспомогательных построек, священные рощи или источники, животных, посвящённых божеству, а иногда и людей, которые искали убежища от закона, что некоторые храмы предлагали, например, беглым рабам.